Тайцзи-цюань, или песня об истинном смысле

Рассказывать о тайцзи — все равно что рассказывать об утренней заре или о том, что шепчут сосны, когда стихает ветер.

Тайцзи  — тайна, но не потому, что ее кто-то скрывает за семью печатями, нет. Это тайна, потому что она находится внутри вас. И главная цель тайцзи — подарить эту тайну вам

 Мы живем в мире непознанных вещей, которыми не очень успешно пытаемся манипулировать, но главное в этом бесконечном списке – мы сами. Наше тело, наша душа, наш дух. Нет ничего более наинственного и увлекательного, чем познание самого себя. И это — тайцзи. Для кого-то тайцзи — боевое искусство, для кого-то — оздоровительная гимнастика и дыхательная система, для кого-то — путь духовного совершенствования. И все эти оценки правильны. Но основа тайцзи — удивительно красивого, зачаровывающего танца — вслушивание в себя, стремление познать ту великую вселенную, которая, находясь внутри нас, не исчерпывается набором костей, кожи и мышц. C ней глупо взаимодействовать с помощью химических пилюль "от головы" или "от живота". В ней — свои приливы и отливы, восходы и закаты, свои облака, изливающиеся дождем, и реки, дающие жизнь облакам. И об этой вселенной мы почти ничего не знаем.

Тайцзи с ее парадоксальными аксиомами, вроде той, что "четыре грамма побеждают тысячу килограммов", — живое свидетельство того, что человек не может быть познан в рамках лишь анатомии или физиологии. Каждый из нас — вселенная, живущая среди миллиардов других вселенных. И, стараясь познать собственный мир, мы получим бесценный дар — способность познавать других людей. Рассказывать о тайцзи — все равно, что рассказывать о судьбе капли росы, которая уже высохла на листке. Но мы попытаемся, потому что слово должно быть произнесено.

Тайцзи-цюань (в переводе "Кулак Великого передела") – это не только боевое искусство, в котором не используется физическая сила для отражения атаки нападающего, но и тренировочная система, помогающая генерировать мощный поток внутренней энергии в человеческом теле. По преданию, тайцзи-цюань как стиль был кодифицирован в двенадцатом веке даосским монахом Чжан Сань Фэном. Хотя известно, что элементы тайцзи практиковались в Китае уже две тысячи лет назад, сегодня это один из самых популярных в мире стилей цигун, несмотря на то, что до самого начала ХХ столетия его держали в секрете.   

"В движении стремитесь к покою": в тайцзи-цюань движения на самом деле выполняются благодаря покою всего тела.

Популярность тайцзи объясняется многими причинами. Возможно, одна из главных заключается в том, что это искусство помогает успокоить сознание и дать отдых телу, что является жизненно важным в наше, полное стрессов время. Известный афоризм: "Как вы расслабляетесь? А я не напрягаюсь!" — в полной мере подходит к искусству тайцзи. Оно учит жить свободно, правильно взаимодействовать с самим собой и другими людьми. Тайцзи учит всему, что мы, казалось бы, умеем — дышать, стоять, ходить, поднимать руки и опускать их. Оно учит тому, что всему свое время под солнцем: время собирать и время разбрасывать камни, время принимать и время отдавать, время стоять и время двигаться дальше. 

"Умейте правильно распределять пустое и полное": в каждый момент времени "пустые" и "наполненные" области тела должны быть четко разделены. 

 Для занятий тайцзи не имеют значения ни пол, ни возраст, ни состояние здоровья. Для тренировок потребуется лишь удобная обувь, свободная одежда и желание познать самого себя. Практиковать тайцзи можно не только в зале, но и дома или даже в рабочем кабинете. А чем больше вы будете заниматься, тем яснее станет понимание того, что тайцзи, однажды начавшись, продолжается в каждом вашем движении.


Люди тайцзи, или Дело мастера Му

Когда человек начинает изучать тайцзи-цюань, со временем он начинает замечать, что и тайцзи начинает изучать его и изменять. Возможно, впервые вы почувствуете это по своей походке, ставшей неожиданно легкой и плавной. Или с удивлением обнаружите, что вам несложно передвигаться в толпе, никого не задевая и избегая столкновений. Возможно, вы заметите, что стали иначе водить машину и разговаривать с сотрудниками. Или вам вдруг скажут, что вы стали чаще улыбаться, а зеркало подтвердит, что куда-то исчезли морщины от вечно нахмуренных бровей. Эти маленькие открытия будут означать, что вы становитесь "человеком тайцзи" и что теперь вы тренируетесь не четыре часа в неделю, но и когда едете на работу, работаете и даже спите.

Игорь Шевченко
, глава юридической фирмы: "При моей интенсивной, напряженной работе тайцзи-цюань — очень эффективное и действенное средство для обретения душевного равновесия и гармонии. Выполнение даже нескольких движений-форм помогает снять стресс и расслабиться, а регулярная практика тайцзи-цюань дает возможность тоньше чувствовать не только свою жизнь, но и весь окружающий мир. А это, поверьте, дорогого стоит. Много ли времени требует тайцзи? С одной стороны — немного: достаточно встать из-за стола, выпрямиться или, как говорит мой учитель Саша Балакин, "воодушевиться" и сделать несколько движений. Выполнить их осознанно и спокойно, заставить правильно двигаться свою внутреннюю энергию. С другой стороны — времени для тайцзи всегда будет мало, ведь это процесс самопознания и духовного роста, а он бесконечен".


Александр Балакин — киевский художник и мастер тайцзи, хотя никому не позволяет называть себя мастером. Он считает себя просто инструктором. Тайцзи вошло в его жизнь десять лет назад, когда он впервые увидел мастера Му.

Александр Балакин:
"К тому времени я уже лет шесть отзанимался вьет во дао, вьетнамским единоборством, очень подвижным и прыгучим. И однажды почувствовал какой-то тупик. Мне хотелось чего-то более глубинного, я чувствовал, что оно существует, и я стал искать учителя. И вот однажды, в планетарии, попал на семинар по тайцзи-цюань, который проводил мастер Му Ван Чень. Он меня поразил своими очень плавными движениями, в которых таился взрыв. Я сразу понял: это — то, что я искал. И я решил стать его лучшим учеником".

Так оно и получилось. Интересно, что для Саши нет какого-то разделения между его занятиями живописью и тайцзи. Эти два искусства в его жизни настолько переплетены, что иногда просто сложно отделить одно от другого. Как и в символе "тайцзи" — круге, в котором капля инь перетекает в такую же каплю янь.

 

Александр Балакин:"Я не помню, в какой именно момент почувствовал себя человеком тайцзи. Просто однажды вспомнил, что недавно был совсем другим. Вообще, если бы не тайцзи, то я, возможно, и не разговаривал бы сейчас с вами. Первый раз тайцзи меня спасло от инвалидности в самом начале моих тренировок. Я помогал другускульптору устанавливать памятник и серьезно повредил позвоночник. Ощущение было такое, будто бы в позвоночник налили кипяток. Му Ван прямо на тренировке положил меня на стол и минут пятнадцать нещадно мучил, просто втыкая в меня пальцы, — было нестерпимо больно. А затем сказал, что через три дня боль пройдет. Так и вышло. Потом у меня были и более серьезные травмы, когда я думал, что уже не выживу. Но тайцзи помогло полностью восстановиться".

По мнению Саши, главное, чему учит тайцзи, — умение сохранять спокойствие в любой ситуации и просто радоваться каждому мгновению жизни. Оно учит чувствовать каждую молекулу своего тела и тому, как обеспечить комфорт, удобство этой молекуле. Мало того, может быть главным даром тайцзи является умение сделать самое неудобное положение удобным. Не правда ли, актуально? Вас пытаются "согнуть", но вы делаете так, что "нагибающий" проваливается в пустоту. На вас "наезжают", но "наезд" проходит мимо. И вы улыбаетесь.

"Используйте волю и не используйте физическую силу": присутствие сознания предполагает снятие всякого физического напряжения. 

"Движения должны быть плавными и непрерывными": тайцзи-цюань — это образ "вечно вьющейся нити" бытия, оно указывает на безначальное и бесконечное Движение. 

 

Улыбается и учитель Саши — мастер Му Ван Чень. Мастер Му — потомственный врач и мастер боевых искусств. Его прадед был придворным врачом у последнего императора Китая. С детства Му Вана обучал кунг-фу его отец. Кунг-фу считается внешним стилем, в котором основной упор делается на силу мышц и быстроту реакции. Восемь лет Му Ван был монахом в даосском монастыре, где изучал единоборства и медицину. Однако Му интересовали внутренние, энергетические аспекты единоборств. И однажды он встретился со своим учителем.
 
Мастер Му: "Учитель три года наблюдал за мной. А я присматривался к тайцзи, потихоньку самостоятельно занимался. Но по книжкам тайцзи изучить нельзя, нужен учитель, который как бы включит вас, даст возможность не только понять, но и прочувствовать каждое движение. И вот мы встретились с моим учителем. Как бы случайно, на свадьбе одного общего знакомого. Я спросил, можно ли мне потренироваться у него, он согласился. Только потом я узнал, что уже три года он наблюдал за мной. На первой тренировке я попросил его показать мне возможности тайцзи. Мне было 27 лет, ему 60. Он сказал, чтобы я попробовал ударить его. Силачом он не выглядел, и я спросил, можно ли бить в полную силу. "Да, да", — ответил он. "Можно ли это сделать прямо сейчас?" Он ответил, что можно, и даже не изменил позы — просто спокойно стоял, опустив руки. Я еще раз переспросил, и он еще раз сказал "да". Я ударил его кулаком, точнее, почувствовал, что лишь задел рукой край его одежды, а потом ощутил будто удар молнии, которая довольно далеко меня отбросила. Я встал и спросил, можно ли мне попробовать ударить его ногой, ведь удар ногой сильнее. Он опять согласился. Я попытался ударить его в прыжке, и опять молния, опять лежу, отброшенный метра на три. Я даже не понял, как он это сделал, хотя уже много лет занимался кунг-фу. И мы начали заниматься тайцзи. Первое время у меня ничего не получалось, я очень злился на него. Думал, что учитель не хочет передать мне главные секреты.

Но затем, понемногу, я стал чувствовать собственную внутреннюю энергию, чувствовать ее движение, стал учиться управлять ею".

Потом было несколько лет жизни, которые Му Ван посвятил изучению тайцзи-цюань. А после — как будто случайный приезд в Украину... Мастер Му считает, что сюда его привел Бог. Так же, как Бог привел к нему Сашу Балакина, которому он со временем передал свою школу. "Когда я увидел, что Саша стал настоящим мастером, я передал ему знамя школы и полностью посвятил себя медицине. В Украине состоялся свой мастер, и уже он должен помогать людям узнать тайцзи — самую ценную вещь, которую народ Китая дал миру".

 

Сейчас мастер Му и Александр Балакин заканчивают перевод книги о теории тайцзи. Это будет уникальная книга, так как беда многих руководств по тайцзи заключалась в том, что их переводили люди, не знакомые с этим искусством. В результате переводы очень тонких и сложных вещей оказывались неточными. Будущая же книга написана и прокомментирована двумя мастерами — китайским и украинским. Фактически, это новый перевод и комментарий древнего текста "Книги тайцзи-цюань". В ней есть глава под названием "Песня об истинном смысле".

Тайцзи-цюань — это: искусство взращивания жизненной силы и пестования духа; искусство действовать недеянием; искусство быть подвижным, сохраняя покой; искусство мягким одолевать жесткое; искусство побеждать без желания победить. Многочисленные легенды приписывают заслугу создания тайцзи-цюань знаменитому даосскому отшельнику Чжан Саньфэну. Одна из легенд рассказывает о том, что однажды во сне Чжан Саньфэну привиделся мифический правитель севера Сюань У — таинственный воин (даосское божество). Он продемонстрировал свое боевое искусство и обучил ему Чжана. 

 Другая легенда повествует о том, что однажды Чжан увидел, как сорока тщетно пытается справиться с небольшой змеей. Когда птица пыталась схватить змею за голову, то тут же получала удар хвостом; когда же сорока целилась в змеиный хвост, получала удар головой, а если клюв сороки атаковал середину, змея, изгибаясь, "складывалась" и птице доставалось одновременно с двух сторон. В итоге извивающаяся змея осталась невредимой, а несчастная сорока, разбив острый клюв о камень, на котором происходила битва, с позором удалилась. Тогда Чжан Саньфэн окончательно убедился в том, что настоящая уступчивость совсем не похожа на бегство и что, уступая атакующей силе, можно одновременно заполнять создающуюся при этом "пустоту — слабость" и победить, уступая. Этот принцип и стал одним из ключевых для искусства тайцзи-цюань. 

"Внутреннее и внешнее должны сливаться воедино": внешняя форма должна быть подлинным образом внутреннего состояния.

 

Говорят, что европейцу очень сложно изучать какие-либо восточные системы. Будь то философия или боевые искусства. Но разве есть противоречие в том, что недавно мастер Му крестился в Киеве? А художник Александр Балакин стал мастером тайцзи? Разве не чувствует каждый из нас иногда, что он "Чистый источник, спокойная вода. Бурная река, штормящий океан"? Тайцзи учит управлять этими состояниями, учит "всем существом совершенствовать свою жизнь". А это стремление есть в каждом человеке, восточном или западном, северном или южном.  

Рассказывать о тайцзи — все равно что рассказывать об утренней заре или о том, что шепчут сосны, когда стихает ветер. Тайцзи — тайна, но не потому, что ее кто-то скрывает за семью печатями, нет. Это тайна, потому что она находится внутри вас. И главная цель тайцзи — подарить ее вам. Конечно же, мы не могли сделать этого в одной небольшой статье. Но мы хотя бы рассказали вам об этой тайне.

Ни формы, ни образа.
Все тело прозрачно и пусто.
Забудь об окружающем, будь естественным,
Как каменный колокол, висящий на Западной Горе.
Тигры ревут, обезьяны кричат.
Чистый источник, спокойная вода.
Бурная река, штормящий океан.
Всем существом совершенствуй свою жизнь.


В нескольких древних текстах, приписываемых Чжан Саньфэну, описываются важнейшие принципы тайцзи-цюань: мягкостью преодолевать жесткость; движения округлые, без разрывов; покоем преодолевать движение; в покое выжидать движения противника; начинать движение вторым, завершать первым; неспешностью контролировать скорость; малым контролировать большое; использовать сознание, не использовать силу; заставлять противника проваливаться в пустоту; входя в контакт, прилипать и неотрывно следовать.


Сергей Федоров

 

 

Copyright 2007 (C) China Doctor